:: ::

Городской ресурсный центр

Ресурсный центр по учебным предметам "Русский язык", "Русская литература"

В учреждении образования функционирует городской ресурсный центр по учебным предметам "Русский язык", "Русская литература".

Цель: совершенствование работы по вовлечению учащихся в олимпиадное движение, повышение качества их подготовки к участию в республиканской олимпиаде по учебным предметам

Руководитель ресурсного центра - Баринова Галина Валериевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории


06.02.2021 занятия проводят Морозова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы ГУО " Гимназия 2 г. Бобруйска" ( 7-8 кл.), Баринова Галина Валериевна,учитель русского языка и литературы ГУО "Средняя школа 32 г. Бобруйска"( 9-10 кл.)




ПРОГРАММА

по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература» для подготовки учащихся VII-VIII классов к участию в олимпиаде

МОРФОЛОГИЯ

Имя существительное. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род имён существительных. Род неизменяемых имён существительных и сложносокращённых слов. Число имён существительных. Падеж имён существительных. Грамматическая норма. Произносительная норма.

Имя прилагательное. Разряды имён прилагательных по значению. Степени сравнения качественных имён прилагательных. Грамматическая норма. Произносительная норма.

Имя числительное. Разряды имён числительных. Склонение имён числительных. Правописание имён числительных. Грамматическая норма. Произносительная норма.

Местоимение. Разряды местоимений. Формы рода и числа местоимений. Грамматическая норма. Произносительная норма.

Глагол. Особые формы глагола. Грамматическая норма. Произносительная норма.

Наречие. Разряды наречий по значению. Правописание наречий. Грамматическая норма. Произносительная норма.

Служебные части речи. Междометие. Правописание служебных частей речи. Грамматическая норма.

 МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Грамматическая норма.

 СИНТАКСИС

Словосочетание. Виды синтаксической связи слов в словосочетании. Свободные и несвободные словосочетания.

Предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Неполные предложения. Грамматическая норма.

Синтаксическая синонимия.

 ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Строфика. Стихотворный размер. Ритм, рифма, рифмовка.


ПРОГРАММА

по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература» для подготовки учащихся IX - X классов к участию в республиканской олимпиаде

 

ФОНЕТИКА

Фонетическая транскрипция. Редукция гласных. Суперсегментные единицы. Фонетическое слово. Речевой такт. Фраза.

 

ЭТИМОЛОГИЯ

Связь понятий "язык" - "народ" - "культура". Теории о происхождении языков. Место русского языка среди родственных языков. История языка и этимология слова.

Этимология как наука. Задачи этимологии. Этимологический анализ слова. Этимологические словари.

 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Словообразовательная этимология. Исторические изменения в основе слова: опрощение, переразложение, усложнение, редеривация. Декорреляция

 

СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого и способы его выражения. Второстепенные члены предложения. Дополнения в действительных и страдательных оборотах. Способы выражения обстоятельств.

Порядок слов в простом предложении. Актуальное членение предложения.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Основные положения и проблематика сравнительно-исторической грамматики. Типология двойственного числа. Индоевропейские числительные как один из древнейших классов слов. Состав числительных. Происхождение славянских числительных

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОМОНИМИЯ

 Грамматическая омонимия в системе именных частей речи русского языка. Субстантивация как процесс образования грамматических омонимов. Условия субстантивации прилагательных и причастий. Следствия субстантивации прилагательных и причастий. Адъективация как процесс образования грамматических омонимов. Условия и следствия адъективации причастий. Прономинализация как процесс образования грамматических омонимов.

 

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Деление литературы на роды. Понятие о литературном роде и виде.  Эпос как род литературы. Повествование. Типы повествования.  Портрет.  Пейзаж.  Лирика как род литературы.  Понятие о лирическом герое.  Драма как род литературы.  Монолог, диалог.  Межродовые и внеродовые формы.  Понятие о жанре литературного произведения. Функции и структура (теоретическая модель жанра). Статическое и динамическое в жанре. Жанровообразующие признаки. Типология жанров (универсальные – локальные, канонические – неканонические и др.).  Эпические жанры. Лирические жанры.  Драматические жанры.

 


Дополнительные подразделы:

Материалы для подготовки к олимпиадам
Положение о городском ресурсном центре
Графики
План работы

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Ресурсный банк досуга
Министерство образования РБ
Сайт Президента Республики Беларусь
Правовой портал
kids.pomogut.by
http://kids.pomogut.by/
Управление по образованию Могилевского областного исполнительного комитета
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ БОБРУЙСКОГО ГОРИСПОЛКОМА
Детский правовой сайт
Областной проект «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»
2021– Год народного единства
Участник конкурса им. В.И.Вернадского
Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского
Школа Активного Гражданина
Портал молодежи Беларуси
Образовательный портал
Областной профориентационный портал
МЧС Беларуси
https://mchs.gov.by/
QR-код «Если ты пострадал от домашнего насилия»: